Какие элементы подвержены износу, что стоит менять в срок не дожидаясь выхода из строя?

Неисправности ходовой части

Конструктивные элементы, занимающие место в ходовой части автомобиля, включают кабину, платформу, раму, ступицы колес, подвеску, поворотные кулаки, соединительные элементы шкворневого типа, колеса, шины и многое другое.

При использовании машины происходят негативные процессы, такие как трение, деформацию, трещины, снижение надежности болтовых и заклепочных соединений, потеря упругости и поломки. Это приводит к ряду неполадок и к отказу ходовой части, которые ухудшают функциональные характеристики транспорта.

Основные неисправности, которые могут возникнуть в ходовой части автомобиля, включают изгиб, трещины и ломку продольных балок и поперечин рамы, ослабление болтовых и заклепочных соединений, снижение упругости рессор, поломку их листов, выход из строя амортизаторов, деформацию передней балки, износ шкворневых соединений и разработку подшипников и их гнезд в ступицах колес.

На грузовых автомобилях возможны следующие проблемы: изгиб передних балок, погнутость рычагов и оси поворотной цапфы. Балка переднего неразрезного моста должна быть свободна от прогибов и скручивания, а также не должна иметь значительного износа отверстий в бобышках под шкворни. Шкворни и втулки поворотного кулака являются наиболее склонными к износу деталями переднего моста.

Чрезмерный износ этого соединения может вызвать нагрузки, которые в свою очередь могут привести к разрушению подшипников ступиц передних колес и отверстий оси под шкворни. Состояние деталей шкворневых соединений оценивается по радиальным и осевым зазорам.

 

 

Радиальный зазор – это зазор между втулками и шкворнем, а осевой зазор – между проушиной поворотного кулака и бобышкой передней оси. Для шкворневых соединений радиальный и осевой зазор не должны превышать 0,75 и 1,5 мм соответственно. Кроме того, необходимо следить за углами установки передних колес и систематически проверять их во время эксплуатации автомобиля. Это важное условие для обеспечения легкости управления, устойчивости движения и уменьшения износа шин передних колес. В передней подвеске легкового автомобиля могут возникать изгибы балки, верхнего и нижнего рычагов, а также износ верхнего и нижнего шаровых пальцев, сухарей, вкладышей и резиновых втулок.

Повреждения элементов передней подвески легкового автомобиля могут привести к изменению установочных углов управляемых колес. Это может вызвать плохую управляемость автомобиля, лишний расход топлива и ухудшение состояния шин. Чтобы избежать этих проблем, необходимо регулярно проверять подвеску и заменять изношенные детали своевременно. Неисправности подвески могут существенно повлиять на устойчивость автомобиля во время движения и качество хода. Правильная настройка установочных углов управляемых колес на легковых автомобилях с независимой подвеской передних колес и шинами с низким давлением воздуха является критически важным для гладкой езды, экономии топлива и длительной эксплуатации шин. Даже незначительные отклонения от нормы (15-20 градусов) могут существенно повлиять на износ шин и ухудшить устойчивость автомобиля.

Общая проверка ходовой части

Для проверки состояния ходовой части автомобилей, включая крепления и зазоры в шарнирных соединениях, сайлентблоках, кронштейнах амортизаторов, подвеске двигателя, рулевом приводе, подшипниках ступиц колес и других элементах, а также для обнаружения мест возникновения посторонних стуков и скрипов, применяется детектор люфтов и подвески. Эта установка состоит из стационарно установленных платформ с антифрикционными наладками и подвижных площадок, которые лежат на антифрикционных накладках и могут перемещаться за счет штоков гидроили пневмоцилиндров, расположенных в перпендикулярных направлениях. Данный метод позволяет выявлять люфты в ходовой части и подвеске автомобиля и рано обнаружать неисправности, что помогает эффективно и своевременно выполнять ремонтные работы, обеспечивать безопасность и длительность эксплуатации автомобиля. Результаты проверки с помощью детектора люфтов часто используются для настройки установочных углов колес и повышения устойчивости автомобиля при движении.

Работа детектора люфтов заключается в создании колебаний передней подвески автомобиля и определении люфтов путем наблюдения. Для этого колеса автомобиля устанавливают на две подвижные площадки, которые перемещаются в разные стороны с частотой около 1 Гц, создавая эффект неровностей дороги. При этом сборные узлы, такие как шаровые опоры, шкворневые соединения, рулевые шарниры и сошка руля, проходят визуальную проверку на наличие люфтов, стуков и скрипов. Это позволяет своевременно выявлять неисправности и производить ремонт, обеспечивает безопасность и надежность эксплуатации автомобилей, а также повышает управляемость и устанавливает правильные углы установки колес.

В зависимости от конфигурации стенда, площадки под колеса автомобиля могут передавать поперечные, продольные или комбинированные колебания частотой около 1 Гц, имитируя езду по неровной дороге. Амплитуда движения площадок в одном направлении может изменяться в пределах 40-150 мм в зависимости от модели стенда. Для детекторов, предназначенных для легковых автомобилей, создается усилие около 11 кН, а для грузовых - около 30 кН.

Проверка соединений производится визуально, с помощью встроенной подсветки в передвижном пульте управления, где также находится кнопка для управления площадками.

Детектор люфтов может быть установлен на различных типах оборудования, таких как ямы для осмотра транспортных средств, ассенизаторы (эстакады) или гидравлические подъемники типа «ножницы» (с различными возможностями установки - внедренный или поверхностный).